Российская Федерация рискует угодить в суровый системный кризис
1 ноября 2007 г. в Кремле прошло абсолютно закрытое совещание под председательством Владимира Путина. В нем участвовали премьер-министр, глава Центробанка и министр финансов, глава Минсельхоза и министр экономики, глава президентской администрации и начальник экспертного управления АП.
То, что они обсуждали, очевидно: РФ в считанные недели оказалась на пороге серьезнейшего кризиса. Налицо опасность нового 1998 года. Рост цен на продовольствие, разгон общей инфляции, кризис банковской ликвидности – все это глубоко взаимосвязанные вещи. Это – расплата за «либеральный идиотизм» в экономике, за недальновидность и некомпетентность «экономическо-финансового блока» правительства.
Одно можно сказать точно: 2008 год для «бело-сине-красного» государства будет крайне напряженным.
УПУЩЕННАЯ «ДЕВЯТИЛЕТКА»
Происходящее описывается просто: РФ в экономическом смысле – страна зависимая, практически колониальная. Невзирая на всю централизацию политической власти, концентрацию нефтегазовых доходов в руках государства и сотни миллиардов долларов, проливающихся на Росфедерацию от экспорта сырья и энергоносителей, перед нами – очевидно несамостоятельное образование. В РФ не созданы дееспособные структуры, способные воспринять все эти потоки нефтегазодолларов, превращая их в инвестиции на приоритетных направлениях, в долгосрочные кредиты для создания передовых производств.
Что случилось с августа 2007 года. В мире начался резкий рост цен на съестное, и, прежде всего – на зерно, на хлеб. Произошло оное потому, что, во-первых, стал быстро падать курс доллара, а, во-вторых, начался кризис в банковской системе Запада. В этих условиях более триллиона «горячих» спекулятивных долларов (капиталы финансовых спекулянтов-глобалов) пошли на скупку зерновых контрактов. Так спекулянты спасают свои деньги от обесценивания: ведь зерно стало дорожать. Причем сами спекулянты ускоряют рост цен на хлебном рынке. А если дорожает зерно – дорожает и все прочее продовольствие по всему Земшару. Одновременно всемирный рост цен на провиант был вызван еще двумя факторами: снятием государственных субсидий на экспорт продовольствия из Евросоюза и ростом потребления продовольствия в Китае и других развивающихся странах.
Росфедерация в продовольственном плане – страна несуверенная. Она зависит от подвоза съестных припасов из Европы, США и Латинской Америки. Города РФ на 60-80 процентов зависят от импортного продовольствия. На заграничном мясе и сухом молоке работают мясомолочные заводы и фабрики. Уцелевшее после «реформ» животно- и птицеводство страны питается привозными комбикормами: свое производство таковых загублено. Чтобы полностью не зависеть от аграрного импорта, РФ должна собирать не менее тонны зерна на человека: 142-144 миллиона тонн хлеба. А собирает она от силы 80 миллионов, из них до 12 миллионов тонн вывозя за рубеж. Не голодает Росфедерация лишь потому, что ввозит мясо и молоко из ЕС, США, Аргентины – в обмен на нефтедоллары. Ну, и фрукты-овощи из Турции и Марокко.
Поэтому рост мировых цен на продовольствие моментально стегнул по РФ. Власти бросились замораживать цены на еду. Но это – предвыборно-популистские судороги. Никто не будет торговать себе в убыток. После выборов цены в 2008 г. скакнут так, что мало не покажется. Для Росфедерации, где в 60 процентах семей на покупку еды уходит более половины месячного дохода, это – подрезание подколенных жил. Никакие «замораживания» делу не помогут, покуда РФ настолько зависима от импорта провианта. Решить проблему можно только одним: быстрым наращиванием собственного производства в аграрно-промышленном комплексе.
Но власти РФ сделать этого не в состоянии. Так называемый «приоритетный нацпроект» развития села в этом плане – убогая, пропагандистская, бессистемная штука. За девять лет, минувших с финансовой катастрофы августа 1998 года, так и не были выстроены механизмы проведения мало-мальски последовательной экономической политики. Время оказалось бездарно упущенным. Дело касается и аграрной сферы, и всех прочих сфер реального производства в РФ.
Поясним это на конкретном примере. Продовольственном.
«ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПРОГРАММА»-2
По сути дела, необходимо принять аналог советской «Продовольственной программы», утвержденной на майском пленуме ЦК КПСС 1982 года. То есть, нужно запланировать огромные затраты на закупку за рубежом племенного скота (свой уничтожили в 90-е годы). Надо отобрать и профинансировать передовые агротехнологии, что позволяют добиться максимальных урожаев (привесов, удоев) при минимуме затрат труда, горючего, электричества, удобрений и кормовых добавок. Нужно организовать передачу таких технологий в хозяйства. Разработать план производства нужной сельхозтехники и оборудования пищевой промышленности, обеспечить его ресурсами, кадрами и производственными мощностями, а затем – обеспечить все это большими и долгосрочными кредитами. (А это значит, что необходимо вполне по-советски увязать аграрный план с планами развития металлургии, энергетики, машиностроения, химической индустрии, с планами производства стройматериалов и планами вузов и профтехучилищ, что готовят специалистов. Мало произвести технику: нужно еще создать четкие планы по ее лизингу и сервису, по созданию машинно-тракторных станций и лизинговых компаний. Тут же необходим план развития дешевого и доступного строительства на селе (каркасные и модульные технологии, применение дерева и «нежелезобетонных» материалов). Нужны планы развития агрогородков, строительства дорог, хранилищ, перерабатывающих центров.
И все это, вместе взятое, тоже должно обеспечиваться долгосрочным кредитованием под низкий процент – не более 4% годовых. При объемах кредитов в десятки миллиардов «у.е.» как минимум.
Но это в РФ невозможно. В ней нет полноценной и суверенной банковской системы. И даже источник кредитов, что сегодня получают «дорогие россияне», находится за пределами Росфедерации. На Западе.