07.12.2007 Владивосток

Жители Приморья наслаждаются близостью изумрудного Японского моря, выращивают на фермах гребешки и мидии, часто меняют автомобили и в изобилии вкушают заграничные овощи и фрукты. Их жизнь кажется сказкой? К сожалению, экономика этого края развивается по тому же сценарию, что и во всей России. И проблемы Приморья до боли знакомы многим нашим областям.

На фоне общего упадка лучше и спокойней в Приморье работается людям на бывших госпредприятиях - это порты, пароходства, рыбообрабатывающие заводы, плавбазы, судоремонтные заводы. Хотя все они уже не раз сменили хозяев, здесь сохраняются четкая организация и порядок, стабильная прибыль и перспектива карьерного роста. Однако, несмотря на отток возрастного персонала, попасть на такие предприятия крайне тяжело – тут же все рабочие места занимаются родственниками и знакомыми.

Дальневосточная жизнь крутится вокруг портов и рыбной промышленности, где также сформировались многочисленные вспомогательные фирмы - экспедиторы, судовые агенты, брокеры, таможенные службы. Между ними идет жесточайшая конкуренция за клиентов. Заработки здесь чуть выше, чем на бывших госпредприятиях. Докеры-механизаторы в портах Восточном, Находки и Владивостока получают 30–40 тысяч рублей, средний технический персонал (технологи, диспетчеры, начальники смен и прочие оперативные работники) зарабатывают 25–30 тысяч в зависимости от квалификации. Управленческий персонал – до120 тысяч рублей.

Нет более неразвитой отрасли в Приморье, чем строительство жилья. Возводится оно здесь очень вяло, зато стоит непомерно дорого. Квадратный метр во Владивостоке обходится от 60000 до 90000 рублей, на вторичном рынке – примерно столько же. Снять однокомнатную квартиру во Владивостоке обойдется недешево: 10–12 тысяч. Чуть поменьше в Находке: 6–7 тысяч рублей в месяц.

Цены на продукты зависят от предпочтений и качества: мясо – 150-300 рублей, рыба – 50-350 (минтай, нерка, чавыча, кижуч, кета), хлеб – 8-30, молоко – 25-35, масло – 150, яйца – 35-45, помидоры – 30, 1 литр кефира – 35 рублей, картофель – 20 рублей за килограмм.

Битва на овощных полях местных крестьян с приезжими северными корейцами и китайцами закончилась полным поражением наших. У трудолюбивых соседей овощи и арбузы растут в огромных количествах и замечательного качества. Летом на рынке еще встречаются местные овощи. Зимой же практически все везут из-за границы. А вот крупные молочные и животноводческие фермы еще снабжают города своей продукцией. Выживают, как могут: путем объединений и субсидий.

К сожалению, прилично зарабатывает в Приморье только 15-20 процентов населения. Остальные – это малообеспеченные учителя (7-10 тысяч рублей), врачи (10-15 тысяч), муниципальные работники (5-7 тысяч), простые сельские жители. Часто лишь дачи помогают выжить в таких условиях.

Самый прибыльный в Приморье бизнес – фермы по выращиванию морепродуктов (гребешков, мидий, трепангов, морских ежей, морской капусты). Килограмм гребешков стоит 800 рублей, трепангов – 1000, мидий – 400, морские ежи и вовсе идут только на экспорт, поскольку японцы очень дорого за них платят.

Впрочем, автомобильный бизнес не уступает в популярности морским фермам. Местные автодилеры закупают, возят, продают сотни авто. Каждый приморец, купив машину, через 2–3 года уже хочет ее сменить. Но здесь автомобиль действительно не роскошь, а средство передвижения. Некоторые наиболее популярные модели:
Toyota Vitc 2002 г. - $6000,
Toyota Duet 2001 г. - $5000–6000,
Toyota Corolla 2002 г. - $12000,
Honda CRV 2000 г. - $15000,
Тoyota Land Cruiser Prado 2001 г. - $26500.

Естественно, все растаможенное и без пробега по русским дорогам. В этой сфере постоянно требуются рабочие руки: автослесари, рихтовщики, электрики, продавцы на рынки, менеджеры по продажам в автосалоны. Рабочие получают в зависимости от количества заказов около 15-20 тысяч, инженеры 20-30 тысяч рублей в месяц. Специальности эти очень востребованы, хотя и текучка немалая.

Кроме легковых машин, в огромных количествах привозят грузовую и специализированную автотехнику – автокраны, экскаваторы, погрузчики, автобусы всех видов, тракторы.

И, конечно, нельзя не отметить: практически 80% населения одевается у китайцев. В этой сфере конкуренция с Китаем и вовсе остается для местного населения сказочной перспективой.

Нина СМИРНОВА