30.10.2007

В дорыночные времена Крайнему Северу было чем привлечь рабочую силу с «большой земли»: полуторным коэффициентом к окладам, доплатами за стаж работы за Полярным кругом (знаменитой «поляркой»), более ранним возрастом выхода на пенсию и т. д. В лихие девяностые большинство социальных льгот, гарантировавшихся прежде северянам, растаяли, как снег в июле. А многие отрасли экономики, в том числе горнодобывающие, рыбоперерабатывающие предприятия, оказались практически на точке замерзания – северяне столкнулись с проблемой безработицы. Сейчас ситуация начинает меняться к лучшему – в этом наш корреспондент убедился, побывав в середине октября в Мурманске.

Даже по отсутствию какой-либо толчеи в Центре занятости населения (ЦЗН) Мурманской области на улице Книповича, 48, можно составить впечатление, что поиск работы – не самая главная проблема для мурманчан. И в самом деле, уровень безработицы в столице Заполярья сегодня составляет всего 1%. Кстати, в целом по Мурманской области этот показатель также вполне благополучный по сравнению с другими регионами – около 3%. Важно отметить еще и положительную динамику в борьбе за занятость: например, в прошлом году уровень безработицы среди жителей Кольского полуострова составлял 3,5%.

Сотрудники ЦЗН охотно познакомили меня с результатами своей работы. За первое полугодие в службу занятости по вопросу трудоустройства обратились около 22 тысяч человек. Около 11 тысяч из них были обеспечены работой. На сегодняшний день Центр занятости населения предлагает более 9 тысяч вакансий.

При желании работу найти можно и самостоятельно. В этом убеждает такая цифра: общая заполненность штатов по области составляет 83%. Иными словами, не хватает каждого шестого работника. Хотя разница в востребованности того или иного специалиста у работодателей во многом зависит от уровня образования: среди вакансий, предполагающих высшее образование, занято 94%, требующих среднего специального образования – 79%, а начального профессионального – 75%.

Избыток выпускников вузов становится все заметнее для города с населением около 330 тыс. человек. А объясняется это перепроизводство довольно просто: если еще пятнадцать лет назад в Мурманске было всего два вуза – инженерное мореходное училище и пединститут, то сейчас здесь насчитывается свыше двадцати высших учебных заведений, причем в основном это филиалы столичных институтов и академий. И это тем более странно, что количество населения в целом и молодежи в частности в Мурманской области неуклонно сокращается. Еще один характерный показатель: в вузах области более 72% мест – платные. Естественно, выпускник коммерческого отделения, получив диплом, стремится поскорее «отбить» затраченные на учебу деньги. Увы, удается это не всегда: и работа высокооплачиваемая пока что в дефиците, и специалистов без опыта берут неохотно. Как следствие, в первом полугодии в Мурманскую областную службу занятости обратились 195 недавних выпускников вузов.

– Моя дочь в прошлом году получила учительский диплом, а работать пошла секретарем – платят гораздо больше, – поделился подвозивший меня таксист. – Да и среди бывших одноклассников, по ее словам, мало кто пошел работать по специальности. Зачем же было учиться пять лет? Чтобы потом пойти слесарить, торговать или дежурить в охране?

Ну а кто пользуется спросом на заполярном рынке труда? Как ни удивительно, в цене бухгалтеры, юристы, экономисты и менеджеры. Правда, чаще всего специалисты требуются в бюджетных организациях, где зарплаты невелики: 60–70% от средней по области. Согласитесь, 10 тысяч рублей для учителя и 11–12 тысяч для врача, работающих за Полярным кругом, это негусто.

Так же, как и в городе на Неве, в Мурманске отмечается постоянный дефицит инженеров и строителей, медперсонала и работников общественного питания.

В числе наиболее насущных проблем для мурманских властей – закрепление на Крайнем Севере молодежи. И дело зачастую даже не в деньгах. Например: если в Петербурге средняя зарплата немногим выше 15 тысяч рублей, то в Мурманске она на 2 тысячи больше – 17325 рублей. По сравнению с прошлым годом она возросла на 20%. А на будущий год департамент экономического развития Мурманской области выдвинул новый ориентир – 21 тысяча рублей. При этом цены за Полярным кругом хоть и выше питерских, но все же вполне сопоставимы с ними: хлеб – 22 рубля, десяток яиц – 45, литр молока – 32, проезд в общественном транспорте с 1 октября – 11 (до этого был 10), единый проездной – 550 рублей…

– Одна из основных причин того, что выпускники местных вузов при возможности стараются уехать на «большую землю»: в Москву, Петербург и другие города, – это, конечно же, отсутствие жилья, – рассказала менеджер одной из мурманских турфирм Елена ГОРЯНИНА.

Частное мнение подтверждают и официальные данные. По итогам прошлого года Мурманская область заняла одно из последних мест среди всех субъектов РФ по объемам ввода жилья – всего 13,7 тысячи квадратных метров жилплощади. При этом для более или менее нормального решения квартирного вопроса ежегодно нужно строить в десять раз больше – 100–150 тыс. кв. м. Однако пока на Кольском полуострове отмечается тенденция к увеличению ввода только торговых площадей, а с новыми квартирами по-прежнему напряженно. Правда, недавно вроде бы забрезжил свет в конце тоннеля: Мурманская область признана победителем общероссийского конкурсного отбора для участия в реализации Федеральной программы по обеспечению жильем молодых семей в 2008 году.

Кстати, во многом благодаря подвижкам в решении все того же квартирного вопроса весьма популярна профессия военнослужащего-контрактника. Два воинских соединения в Мурманской области – морской пехоты и мотострелковое – комплектуются профессионалами. Да и зарплаты там вполне приличные: сержант получает порядка 18 тысяч рублей.

…Уезжать из Мурманска не хотелось. Холодное дыхание Арктики здесь с лихвой компенсируется теплом человеческих отношений. Как тут говорят: «Северное притяжение». Давно проверено: чем дальше от «большой земли» – тем ближе друг к другу люди.

Петр НИКОЛАЕВ